Пиломатериалы - это пилопродукция определенных размеров и качества с двумя плоскопараллельными пластями. По геометрической форме и размерам поперечного сечения пиломатериалы делятся на брусья и доски обрезную и необрезную.
Брус
Брус- пиломатериалы толщиной и шириной более 100 мм. Соответственно числу пропиленных сторон брусья бывают двух-, трех- и четырехкантными.
Доска
Доски - пиломатериалы толщиной до 100 мм, шириной более двойной толщины.
По размерам доски разделяют на тонкие (толщиной до 32 мм включительно) и толстые - толщиной 35 мм и более (лиственные), 40 мм и более (хвойные). По длине хвойные пиломатериалы имеют длину 1-6,5 м с градацией 0,25 м. Чаще всего используется пиломатериал длиной 4 и 6 метров.
Доска может быть радиальной и тангенциальной распиловки.
1-тангенциальный распил; 2,3 – радиальный распил
По характеру обработки доски разделяют на необрезные и обрезные.
Доска обрезная естественной влажности и сухая
Доска обрезная – доска, у которой все четыре стороны пропилены, а величина обзолов не превышает допустимых размеров. У обрезных досок на кромках в допустимых размерах может быть тупой или острый обзол (часть боковой поверхности бревна).
Доска необрезная
Доска необрезная (или необрезной пиломатериал) – доска с непропиленными или частично пропиленными кромками, у которой величина обзола превышает допустимую стандартами для обрезных пиломатериалов;
Пиломатериал хвойный изготовляют из древесины сосны, ели, пихты, лиственницы и кедра. Доски и бруски вырабатывают пяти сортов: отборного, 1, 2, 3 и 4-го, а брусья - четырех сортов: 1, 2, 3 и 4-го согласно ГОСТ 8486-86. Существует также ГОСТ 26002-83. По этому стандарту производится пилопродукция на экспорт.
Пиломатериалы отборного сорта используют в целом виде и для раскроя на крупные заготовки, предназначенные для деталей обшивки и связей в специальном судостроении (с дополнительными требованиями), для отдельных наиболее ответственных и нагруженных деталей сельскохозяйственных машин, решеток бортов грузовых автомобилей, изготовления сидений в пассажирском вагоностроении (лиственница, сосна).
Остальные же сорта составляют основную часть материалов для строительства.